Эссе воспитателя

Эссе
 «Моя педагогическая философия»

«Каким быть должен воспитатель?
Конечно, добрым должен быть
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, щедрым должен быть
Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!»

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

  Сократ

Никогда не знала ответа на вопрос «Почему я выбрала профессию воспитателя?». Потому что, мне кажется, что профессия выбрала меня. Слушая рассказы мамы, я вспоминаю свое детство и вспоминаю как сама, будучи маленькой девочкой, приходила из детского сада и рассаживала мишек и кукол, показывала им книжки с цветными картинками, что-то объясняла, журила, если они баловались, кормила, укладывала спать, одним словом – воспитывала, повторяла то, что видела и запоминала от своего воспитателя.

 Сегодня воспитатель я, и я понимаю, насколько ответственную должность занимаю, ведь дети, как и я сама когда-то, запоминают и повторяют то, чему их научили в детском саду.

Воспитание ребенка, его подготовка к взрослой жизни – совместная работа родителей, воспитателей и учителей. Не скрою, в юности передо мной стоял сложный выбор, кем быть, учителем или воспитателем, и я сделала выбор в пользу последнего, потому что считаю, что то, что мы закладываем в детей до школы, определяет всю их последующую жизнь. Базовые знания, полученные ребенком в детском саду, являются основой для всех последующих, которые помогут ему в приобретении и развитии новых знаний и умений. Так, выбрав путь воспитателя, я поставила перед собой чрезвычайно важную и сложную, но вместе с тем и интересную задачу, так как понимаю, что способна помочь детям и принести пользу обществу. Но, я многому учусь, стараюсь узнавать и не отставать от новых технологий в области дошкольного воспитания. Главное – я люблю детей и у меня есть огромное желание работать. На работе ежедневное самообразование в общении с детьми, коллегами, родителями. Каждый день я что-то планирую, реализую, показываю, общаюсь.

Воспитатель детского сада немного волшебник. Почему спросите вы? Ребенок как лист чистой бумаги, если напишешь на ней что-то с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет сложно. Каждый ребенок открыт для всего нового, для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Потому что все дети ежесекундно ждут от нас – взрослых сказки, чуда, открытий. А воспитатели по волшебству должны все это донести в их детские души.

За время работы в детском саду мне довелось работать с детьми разного возраста. Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять характер каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, интересные, забавные, любопытные, удивительные. Каждый ребенок уникален. В нем живет и талантливый художник, и неутомимый экспериментатор, и удивительный актер, и веселый музыкант.

 Воспитатель должен уметь любить детей, несмотря на то, что все они разные – каждый со своим характером и причудами, и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, терпимо, любя, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить. К счастью, в детском саду работают замечательные люди: воспитатели, заведующий – мои наставники. Они помогают мне советами, делятся секретами воспитания, опытом.

Работая в детском саду я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым днем все больше убеждаюсь, как это нелегко воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, стараться быть на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Случайных людей в профессии воспитателя быть не должно. Некоторые быстро уходят с этой профессии, поняв, что воспитатель — не их призвание.

 Воспитатель – это огромный труд. Именно от воспитателя зависит, каким малыш увидит мир: светлым, радостным или жестоким. Настоящие воспитатели, для кого это и жизнь, и призвание, с радостью отдают свою любовь и своё сердце детям. Они не мыслят свою жизнь без этого. Я думаю, что призвание нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества. Потребность современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, к новым идеям. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живем.

Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми. А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей. Ведь именно воспитатель несет ответственность за каждого малыша. Только он следит за тем, чтобы в жизни малыша не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

Ещё одно направление в своей работе я отношу к успешным — взаимодействие с родителями. Для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей с помощью игровой деятельности, а также активизации сотрудничества между педагогами группы и семьями воспитанников мной и моей коллегой был создан семейный клуб «Вместе весело играть».

Сколько бы много книг о работе педагога с семьей не было мною прочитано, на практике все оказывалось совсем не так, как хотелось. Я ожидала увидеть и получить мгновенную реакцию и отдачу, но, как и детям, родителям потребовалось время, чтобы они смогли раскрепоститься и довериться. Это еще раз подтвердило справедливость высказывания А. Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми. Только мало кто об этом помнит…». Оно кстати и стало девизом наших встреч с родителями.

Игры старые и современные, игрушки полезные и ненужные, купленные и созданные своими руками, об этом и не только, родители смогли узнать на заседаниях нашего клуба. А сколько положительных эмоций родители вместе с детьми смогли получить от совместных игр, мастер-классов, тренингов и т.д. И как результат — теплые отзывы о клубе и дружеско — доверительные отношения с семьями воспитанников.

Я счастлива и горжусь своей профессией! Каждый день у меня есть необыкновенная возможность «заботиться о том, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим…». Каждый мой день неповторим и уникален! Каждый день это неподдельные детские эмоции, пронзающий звонкий смех и искренне — доверительный взгляд, который ждет от тебя одобрения! Спасибо моей профессии!

Так все-таки каким должен быть воспитатель? Хороший воспитатель – это, прежде всего хороший человек. Что-нибудь особенное? Конечно, есть – любовь к детям и память о себе – ребенке, понимание, что детство всегда неожиданно, искренне готово кудивлению и открытию. А удивление и открытия – скорее импровизация, чем план.

Самое прекрасное время в жизни каждого человека – это детство. Только в детстве самые яркие и запоминающиеся впечатления, мир волшебный и удивительный. И таким его делаем мы, взрослые, находящиеся рядом с ребенком – родители и педагоги: заботливые и внимательные, терпеливые и мудрые.

У нас большая дружная семья,
Такие разные все дети,
Но я – не мама, воспитатель я,
И лучше нет профессии на свете!

Версия для слабовидящих